За историю своего существования человек построил множество различных сооружений, начиная с первобытного жилища в виде шалаша или землянки, заканчивая величественными современными зданиями. Одним из полезных изобретений стали мосты, которые сегодня служат не только для переправы пешеходов, но и автомобилей, железнодорожных составов; есть и смешанные мосты. Каждый из них по-своему уникален, отличаясь от «собратьев» не только дизайном и конструкцией, но и длиной, шириной, другими параметрами. Как правило, рейтинги мостов составляют по их длине, но и ширина важна не меньше, поскольку определяет количество полос для движения. Мировым рекордсменом среди мостов по этому показателю называют санкт-петербургский Синий мост, чья ширина составляет почти 100 метров (97,3).

Вообще, мосты – это чрезвычайно нужная вещь, особенно если город разделяет крупный водоем, как в Воронеже, где почти полмиллиона населения проживает на одном берегу Воронежского водохранилища, вторая половина – на противоположном. Одним из символов города является Каменный мост, которому скоро уже два века «стукнет». Этот самый первый в городе каменный мост помнит поцелуи университетских девиц и курсисток с лицеистами и гимназистами. Несколько десятилетий назад мост стал традиционным местом, куда молодожены приезжают в дни свадьбы, чтобы жених перенес свою возлюбленную через весь мост – на долгое счастье. Но и в XIX веке он имел репутацию романтического места. Недалеко от Каменного моста раньше располагался Александринский приют, где содержались осиротевшие девицы благородного происхождения. Как гласит легенда, воспитанницы в день выпуска выходили сюда прогуляться, а молодые люди заранее здесь собирались, чтобы познакомиться и выбрать себе невесту. После этого девушки приводили избранников за благословением на брак в приют, а приданым их обеспечивала городская казна.

Одним из самых широких воронежских мостов является двухуровневый Северный мост, изначально предназначавшийся для передвижения автомобилей, трамваев, пешеходов, и построенный к 400-летию Воронежа. Закладывали его с перспективой пуска метро либо скоростного трамвая, но в 2008 году верхний ярус вывели из эксплуатации, демонтировав токонесущие провода из-за аварийного состояния трамвайных путей.

Одним из старейших является Чернавский мост – шестиопорное сооружение для передвижения автомобилей и пешеходов через реку Воронеж, первое упоминание о котором датируется началом XVIII века. В наше время мост около 20 лет реконструировали, открыв для движения в 2009 году. Набережная Массалитинова, ведущая от обновленного моста, вместе с объездной дорогой призвана разгрузить городское движение, связав районы правого берега.